0. Шелкография: ты откуда и куда?

 

Истоки

Несмотря на то, что шелкография является древнейшим изобретением, наибольшее распространение получил метод трафаретной печати в последние пятьдесят лет. Родиной шелкографии считается Китай и основы трафаретной печати, как правильно назвать шелкографию с технологической точки зрения, уходят еще в глубину веков (в том числе и в Европе). Замечательное «шелковое» название способ трафаретной печати (синоним технологии) получил от запатентованного в 1907 году английского «Silk screen printing», дословным переводом на русский язык является «печать шелковым ситом». В давние времена для изготовления печатных трафаретов использовали сетку из прочных шелковых нитей. Времена изменились и в настоящее время вместо шелковых нитей применяют более современные материалы – полиамидные, полиэфирные или полипропиленовые волокна. В названии прочно закрепился за собой исторический материал, шелк. Сам по себе процесс не сложен и позволяет применять искусство шелкографии на практике, имея лишь сетку, рамку и ракель. Остальное оборудование можно докупать по мере необходимости.

 

Где найти применение?

Определить, где невозможно найти применение шелкографии весьма затруднительно. Оглянитесь по сторонам, где бы Вы ни находились, шелкография может везде найти свое место. О рекламных буклетах можно и не упоминать – вот раздолье для данного метода печати! Смотрите футбол – на майках игроков нанесены бренды и названия команд с помощью трафаретной печати и не только футболистов, но и на обычных майках болельщиков. У Вас наверняка найдется дома или на работе ручка, кружка, и другая сувенирная продукция с «шелкографическими отметинами», так как почти все сувенирные изделия украшают «печатью шелковым ситом». Очень качественно, надежно, красиво, недорого, в конце концов. Метод позволяет печатать практически на любой поверхности (в том числе шероховатой, заполняя текстуру достаточно толстым слоем, и делая некоторые изъяны поверхности незаметными, своего рода «шпаклевка фэйса»). Надписи на электронных приборах и корпусах бытовой и оргтехники наносят таким же методом. Есть и скрытые «резервы», электронная техника: телевизоры, телефоны, компьютеры и прочие гаджеты. Все дело в том, что детали электронных элементов монтируют на платах из текстолита, покрытых токопроводящими дорожками из меди. Эти дорожки протравливают из целого куска металлизированного текстолита, предварительно нанеся защитный слой краски в тех местах, где возникает необходимость оставить дорожки. Когда Вам требуется изготовить несколько плат, данную процедуру (нанесения защитного покрытия) вполне можно сделать с помощью кисточки (или даже спички). А вот в промышленных масштабах метод нанесения вручную весьма затруднителен. И выручает китайцев, американцев, европейцев и россиян шелкография. После нанесенного рисунка дорожки получаются очень качественными, безукоризненными. Можете вскрыть любой прибор и убедиться в этом (осторожно, прибор может «обидеться» и отказаться работать, придется нести к специалистам в ремонтную мастерскую).

 

А где мне взять такие деньги?

Как отмечалось выше, метод использования шелкографии можно применять не только при использовании дорогостоящих станков, требующихся лишь для печати больших тиражей, но и в домашних условиях «частным лицам». Габариты трафаретной формы определяются только размером печатной рамы и шириной выпускаемого сетчатого полотна. Следовательно, имеется возможность изготовления огромных изображений и надписей для рекламы на улице, витрин магазинов. При этом себестоимость материалов, отсутствие дорогостоящих станков и простота процесса делают данный метод широко распространенным. Если Вы все же надумали начать печать шелковым ситом, можете смело приступать, но разобраться в деталях процесса в вопросе печати трафаретным способом поможет данная статья.

 

А где же «подводные камни»?

В  свойствах качественной краски сохранять в течении длительного времени яркие и насыщенные цвета можно убедиться самостоятельно, взглянув на любое изделие с нанесенным трафаретным способом рисунком (в том числе рекламные щиты, находящиеся в течение долгого времени в неблагоприятных условиях). При этом необходимо помнить: непременное условие для краски - не высыхать до конца технологического процесса и негативно (разрушающе) не воздействовать на материал трафарета. Естественно, краска должна прочно держаться на материале подложки, будь то бумага, пластик, стекло, ткань и т.п. Кроме того, свойства краски должны характеризоваться, казалось бы, двумя противоречащими свойствами: она должна легко проникать в отверстия сетки (быть достаточно текучей), но в то же время без усилия со стороны печатника не вытекать из отверстий сетки (должна быть вязкой). То есть обладать свойством аномальной вязкости – менять текучесть в зависимости от прилагаемых к ней усилий. Такие свойства получает краска благодаря добавлению в ее состав, кроме связующего вещества и красящего пигмента, тиксотропных добавок, что не мешает протеканию краски через трафарет, но не позволяет растекаться в состоянии покоя. Существует несколько типов красок:

1. Краска на основе летучих растворителей. Такая краска содержит к тому же они огнеопасные растворители и довольно вредное для человека вещество, и требует специального оборудования для вентиляции. После печати оттиски требуют длительной сушки.

2. Краски на базе алкидной олифы (алкидной смолы) получили наибольшее распространение у печатников. Затвердевание происходит за счет полимеризации, и длиться довольно продолжительное время, которое уменьшается в несколько раз при увеличении температуры при сушке оттисков.

3. Водорастворимые краски получили самое широкое распространение среди небольших издательств и позволяют получать высокохудожественные образцы изданий для книг, авторские работы и иллюстраций для книг. Слово водорастворимый говорит о том, что краску можно доводить до необходимой консистенции добавлением в нее воды, но после высыхания вещество краски превращается в монолит и повторное использование краски уже невозможно.

4. особая группа красок – полиуретановые краски и пластизоли (состоят из дисперсии поливинилхлорида и пластификатора), с добавлением различного рода присадок для улучшения свойств красок.

5. двухкомпонентные краски так же получили широкое распространение, благодаря уникальным свойствам: они обладают хорошей адгезией, стойки к химическим веществам, быстро сохнут и при этом не меняют объема в процессе полимеризации (можно соотношением раствора и отвердителя в пределах некоторых значений регулировать время высыхания, можно регулировать время высыхания добавлением растворителя). В общем, выбор есть, выбор за Вами. Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону в Санкт-Петербурге 362-51-36; +7(921) 353-77-77, где Вам всегда будут рады и окажут соответствующую помощь.

 

Из чего же из чего же сделаны инструменты?

         Спора нет, в свое время шелковые волокна были чуть ли не идеальным материалом для печати: шелковые волокна прочны и долговечны. Однако есть у шелковых волокон и недостатки. Сетка для печати имеет шероховатую поверхность и состоит из скрученных из большого количества нитей, что затрудняет сам процесс печати и усложняет повторное применение сетки, так как ее значительно труднее очистить от предыдущего использования. К тому же шелк гигроскопичен (впитывает влагу) и под действием влаги изменяет свои размеры, что негативно сказывается на точности воспроизведения рисунка. В современном мире полиграфии для печати все чаще используют моноволокно, не обладающие вышеуказанным недостатком. К тому же моноволокно значительно упрощает повторное использование сетки, так как намного проще процесс промывания от старой краски и затвердевшего фотораствора. Да и стоимость моноволокна ниже, чем у натуральной шелковой нити. В общем, печатникам жить стало проще, жить стало веселее. Диапазон сетчатого полотна, применяемого в данном методе весьма широк, количество нитей может варьироваться от двух до двухсот на сантиметр (самые популярные имеют от 75 до 180 нитей). Следующий немаловажный параметр представляет собой толщину нитей. Различают несколько видов «массы нитей»– латинскими буквами самый легкий обозначается буквой S, соответственно, самый тяжелый – HD, промежуточным звеном являются М - средний, и Т – полутяжелый тип. Необходимо учитывать, что от количества линий категория не зависит. Толщина нитей влияет на прочность сетки и определяет силу натяжения сетки на раму и максимальное усилие, прилагаемое при печати. Более тяжелые и толстые нити могут делать изображение зазубренным,  это так же не стоит забывать. Именно от толщины сетки напрямую зависит режим печати – в процессе печати формируемое из точек изображение (перешедшее на носитель через отверстия сетки) растекается в один сплошной слой, изображение становиться непрерывным, но при этом толщина общего слоя уменьшается (за счет заполнения промежутков между ячейками сетки толщина слоя может уменьшиться в несколько раз). Конечно, итоговое изображение так же зависит от краски, так что подходить к выбору краски следует крайне ответственно. Как мы уже говорили, основные инструменты – рама, сетка и ракель.

Рама представляет собой основу шелкографии, и ее можно изготовить из дерева. Дерево - один из самых удобных и простых в обработке материалов. Следует выбирать породы твердых сортов дерева. Не стоит использовать сучковатый или имеющий другие недостатки материал, особенно это актуально для сравнительно крупногабаритных рам, так как в самый ответственный момент рама может деформироваться, или развалиться на части. Особенно это касается крупных рам. Раму скрепляют металлическими уголками и пропитывают водоотталкивающим раствором или красят водостойким лаком (краской для защиты от влажности). В местах крепления сетки делают скос наружу под углом в несколько градусов. Возможно изготовление рам и из другого материала, например металла или пластика.

Основное предназначение ракеля - продавливание краски через отверстия сетки. Следовательно, важнейшие свойства инструмента – материал должен быть устойчив к растворителям (внимательно изучите состав краски, на основе данных о краске можно делать выводы о материале ракеля). Как правило, рабочая часть ракеля представляет собой отрез резины достаточной длины и необходимой ширины, установленный в специальный держатель из дерева или пластика. Полоса резины должна быть достаточно толстой (примерно 1 сантиметр) и выступать на три-четыре сантиметра из держателя. Длина ракеля должна быть больше, чем рисунок, но меньше чем сама рама, что исключит излишнее натяжение краев трафарета. В некоторых случаях подойдет и резиновый шпатель, так как ракель не только продавливает краску в отверстия, но и удаляет всю лишнюю краску с поверхности сетки.

 

Хорошее начало – полдела откачало!

Данная поговорка как нельзя лучше подходит к процессу шелкографии, следует обратить внимание на тщательное выполнение своей работы необходимо уже на этапе подготовки (данный этап можно считать началом рабочего процесса). Прежде всего, необходимо как следует натянуть на раму сетку и закрепить, можно зафиксировать сетку маленькими гвоздиками и рейками (для увеличения площади соприкосновения крепежных элементов с сеткой). Натягивать сетку стоит с максимальным усилием, но старайтесь не повредить саму сетку! Хорошее натяжение необходимо для того, что бы при нанесении раствора не было сдвига изображения и, как следствие, потери качества в напечатанном рисунке (особенно это касается многоцветной печати, когда точность нанесения второго или третьего цвета должна быть предельно высокой, иначе будут заметны даже небольшие погрешности). Хороший результат можно получить, предварительно растянув сетку в специальном устройстве, и позже зафиксировать на раме. После крепления сетки ее необходимо обезжирить (для лучшего фиксации фотораствора, выполняется непосредственно перед нанесением фотораствора). Один из самых распространенных способов обезжиривания представляет собой применение хорошо разрушающего жиры едкого натра (NaOH, сода каустическая). Водным раствором необходимо обезжирить сетку. При этом необходимо помнить – данное вещество крайне агрессивное, необходимо работать о средствах индивидуальной защиты (перчатки и защитные очки) иначе можно получить ожоги при случайном попадании щелочи на открытые участки кожи и в глаза. Кстати, такой состав реагирует с алюминием, В некоторые случаях можно использовать бытовые моющие средства с поверхностно-активными веществами (не следует забывать, что в бытовые средства зачастую добавляют различные присадки, не лучшим образом влияющие на адгезию фотораствора). После процесса обезжиривания, необходимо нейтрализовать действие щелочи пятипроцентным раствором уксусной кислоты.

Далее готовим трафарет, который может быть выполнен как из самых простых материалов с помощью ножниц, так и из металла с применением самых современных технологий – лазерным лучом или станками с числовым программным управлением (ЧПУ). В крайнем случае, в домашних условиях подойдет ножовка или лобзик (в зависимости от используемого материала). Позже трафарет накладывают на предварительно высохший фоточувствительный слой. И экспонируют фотослой с помощью мощного источника свет (контактным способом, позволяющим увеличить четкость изображения). В дальнейшем экспонированные (засвеченные) участки останутся на сетке, а неэкспонированные вымываются из ячеек сетки. Данный способ схож с процессом фотопечати. В качестве фоточувствительного слоя хорошо подходит фотожелатин, который под действием света становится нерастворимым в воде. Подойдет так же и технический и пищевой желатин, с добавкой солей хромовой кислоты данный состав становится нерастворимым в воде, что и требовалось доказать. Такой раствор легкодоступен и недорог, и до сих пор пользуется широким распространением среди печатников. К сожалению, данный раствор недолговечен и может храниться не более двух суток. Холодильник поможет удвоить этот срок (при температуре 4-6 градусов Цельсия). Смыть данный раствор достаточно легко приведенным выше раствором на основе едкого натра. Для подготовки к печати еще необходимо подготовить мощный источник света для процесса экспозиции. В зависимости от толщины и состава чувствительного слоя экспозиция может происходить в течении нескольких минут при световом потоке в несколько десятков тысяч люкс. Лучше всего для этой цели подойдут ксеноновые, мощные угольные дуговые или ртутные лампы. Но подойдет и лампа накаливания мощностью не менее 200 ватт. Максимальная чувствительность фотораствора лежит в области ультрафиолетового и синего участка спектра. Поэтому хранить данный раствор и работать необходимо в затемненном помещении вдали от ярких солнечных лучей и мощных источников света, а проводить работы в затемненном помещении или с подсветкой оранжевого цвета. К тому же стоит напомнить, ультрафиолетовое излучение просто опасно для здоровья человека. Поэтому при процессе экспозиции не стоит находиться в помещении, где находится экспонируемый материал или мощный источник ультрафиолетового излучения, способный ионизировать воздух. Необходимо так же помнить, что источник света должен располагаться на расстоянии в полтора раза превышающим диагональ изображения. При этом зависимость интенсивности излучения от расстояния квадратичная. К примеру, когда мы увеличиваем расстояние до объекта вдвое, экспозицию необходимо увеличить в четыре раза. Самый распространенный метод печати в шелкографии получил метод, когда трафаретная рама крепится с одной стороны на шарнирах, что позволяет извлечь уже готовый оттиск и положить новый. Особенно хорош этот станок тем, что его можно прикручивать к рабочему месту струбцинами или сделать крепление специально для занятий шелкографией (если нет специально отведенного помещения или стола). Так же данный станок будет мобильным, так как не занимает много места и хранить его можно в небольшой кладовке или гараже. Особенно это актуально, когда Вы только начинаете заниматься шелкографией и средств для покупки промышленного оборудования не хватает. При печати не стоит забывать, что печать по текстилю производится без зазора. В некоторых случаях может потребоваться зазор в 1-3 миллиметра (для формата 0,3Х0,4 метра, который может быть увеличен для формата 0,8Х1,0 метр до 5 миллиметров, зазор исчезает при движении ракеля по поверхности сетки). Конечно, необходимо помнить, что процесс печати может занимать продолжительное время, и Вы удобнее всего взять в аренду отдельное помещение и оборудовать его для целей печати. Но для начала можно вполне можно попробовать свои силы в данной области полиграфии. Наши специалисты всегда могут помочь Вам определиться с выбором и показать в действии весь процесс искусства шелкографии. Звоните по телефонам в Сакнт-Петербурге: 361-98-12; +7(921) 564-99-05, 362-51-36; +7(921) 353-77-77, или обращайтесь по адресу Cанкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.110 оф.19:ст. метро «Пролетарская», Cанкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.110 оф.19:ст. метро «Пролетарская», где Вам всегда будут рады! А мы Вам желаем успешных начинаний и удачи в нелегком, но захватывающем деле!

 


 

Вернуться домой.

Hosted by uCoz